среда, 6 февраля 2013 г.

женские монастыри города астрахань

В 1722 году, готовясь к приезду в Астрахань императора Петра I, астраханский губернатор Артемий Волынский очистил кремль от многих деревянных зданий для строительства на их месте большого трёх-этажного государева дворца. Вместе с другими зданиями из кремля были перенесены несколько храмов, в том числе и древняя домовая воеводская церковь в честь Апостола Иоанна Богослова. Этот деревянный храм был разобран и перенесён в Благовещёнский монастырь, где был поставлен рядом с собором. Иоанно-Богословский храм был перенесён вместе со всею утварью, в том числе и с хранившейся в нём с 1672 года чтимой иконой Божией Матери «Живоносный источник». Эта

На перекрёстке улиц Советской и Калинина до сих пор можно увидеть сохранившуюся часть некогда обширного комплекса Благовещёнского женского монастыря. История женской обители на этом месте начинается с начала XVIII века до этого здесь находился древний Вознесенский мужской монастырь. Вознесенский монастырь был первым церковным строением, возникшим за пределами Кремля и Белого города, на той территории, которая в середине XVII века получит название Земляного города. В конце XVI века у восточной стены острога находился убогий дом или богадельня, называемая «Царское богомолье». Далее, спускаясь к реке Кутум, тянулся Государев сад, пожертвованный в 1598 году Успенскому собору на вечный помин по скончавшемуся в тот год царю Фёдору Иоанновичу. При убогом доме находилось кладбище для погребения странных, т. е. бездомных или бедных, жителей города, которых некому было хоронить. По преданию, на этом кладбище с давних времён стояла часовня с иконой Вознесения Господня. Жил при этой часовне чёрный священник (иеромонах) Мисаил, отпевавший усопших и служивший по ним панихиды. В 1604 году первый астраханский архиепископ Феодосий велел старцу Мисаилу «поставить храм Вознесения Господа нашего Иисуса Христа за острогом на бугре у убогого дома Царское богомолье и для погребения странных, и благословил его монастырь строити и братию собирати». Но монастырский храм выстроить не удалось из-за начавшейся в 1606 году великой смуты в Русском государстве, окончившейся только в 1614 году. Видимо, монастырь так оскудел, что долго не мог оправиться от обрушившихся на него напастей. Только в 1620 году было закончено строительство деревянного соборного храма. Позже под престолом главного алтаря соборной церкви на деревянном столбце была найдена надпись: «Освятися алтарь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Святого Вознесения Его преосвящённым Ануфрием, архиепископом Астраханским и Терским, при Государе царе и Великом князе Михаиле Фёдоровиче всея России Самодержце и при его священно-Богомольце Святейшем Патриархе Филарете Московском и всея России на память обретения Святые Главы святаго славного пророка Предтечи и Крестителя Иоанна. Лета 7128 (1620) мая в 25 день».Монастырь был очень беден, первое время питался «Христовым именем», то есть подаянием, и только при астраханском архиепископе Макарии в 1631 году ему даны были для пропитания рыболовные воды. Первоначально монастырь был обнесён деревянным тыном, но, несмотря на это, считался серьёзным укреплением, усиливающим фортификационные сооружения восточной части Белого города. При обители почти с самого её основания стала образовываться слободка, состоявшая из русских, сумевших бежать из крымского и ногайского плена. Этих беглецов записывали в монастырские слуги и детёныши, и они, пользуясь освобождением от государственной службы и налогов, быстро обустраивались на новом месте, образовав к середине XVII века обширную монастырскую слободу. Сам монастырь, занимавший территорию равную 2 300 квадратных сажень, также быстро обустраивался: внутри ограды ставились братские келии, различные хозяйственные постройки. Но все эти постройки были преимущественно деревянными.Только в 1641 году игумен Вознесенского монастыря Герасим своею келейною казною стал строить в обители каменную церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение». Но он умер, достроив её только до половины. Его преемники не могли продолжать строительство по причине бедности монастыря. В 1652 году игумен Мисаил писал к царю Алексею Михайловичу, прося его достроить эту церковь государевой казною. Царь прислал грамоту к астраханским воеводам и прочим приказным людям с повелением осмотреть церковь: «Сколько сделано и чего не сделано; и велели вы есте сметить (произвести разметку), сколько ту церковь достроить нашею казною, и то строение со всем в отделке во что станет». Но неизвестно, выданы ли были деньги из государственной казны на строительство храма. А в 1660 году игумен Мисаил опять писал царю, прося его о денежной помощи для довершения каменной церкви, которая теперь уже называлась не Знаменской, а Вознесенской. По словам челобитчика, церковь уже девять лет стояла недостроенною и, что было сложено, размывалось сыростью и дождём. Неизвестно, было ли закончено строительство этого храма в описываемое время, только по летописным известиям новый каменный соборный храм был освящён в 1699 году и назывался он теперь уже Благовещёнским. В алтаре этого Благовещёнского храма хранился деревянный крест с надписью: «Освятися жертвенник Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа во храме Пресвятые Владычицы и Богородицы и Присно Девы Марии чеснаго и славного Благовещёния Ея при державе Благочестивейшаго Великого Государя князя Петра Алексеевича Великия и Малыя и Белыя России Самодержца и при Святейшем великом Господине Адриане Патриархе Московском, Преосвящённым Сампсоном Митрополитом Астраханским и Терским в лето от Рождества во плоти Бога Слова 1699 году июля 20 дня на память Святого Мефодия Епископа Патарского».После упразднения в 1700 году астраханского Троицкого монастыря, его братия во главе с архиманд-ритом Рувимом была переведена в монастырь Вознесенский. В 1706 году был упразднён и Вознесенский монастырь. В «Ключаревской летописи» причиной его закрытия называлось активное участие в стрелецком «свадебном» бунте архимандрита монастыря Рувима. Эта версия без должной критики перешла на страницы и других солидных церковных и светских изданий. Только в недавнее время благодаря скрупулёзному изучению архивных материалов выяснилась вся беспочвенность обвинений в участии архиманд-рита Рувима в бунте. Этот, по словам «Ключаревской летописи», организатор восстания и один из вождей бунтовщиков после упразднения Вознесенской обители официально назначается настоятелем Спасо-Преображенского монастыря и здесь мирно оканчивает свои дни. Никак это не согласуется с предположением о его антигосударственной деятельности. На самом деле Вознесенский монастырь окончил своё существование в связи с направленной политикой императора Петра I по упразднению монастырских землевладений. Многие обители лишились своих имений, служивших для них единственным источником пропитания. Монастыри нищали и как ненужные, по мысли Петра I, упразднялись. По упразднении Вознесенского монастыря братия его была переведена в Спасо-Преображенский монастырь, а архиманд-рит Рувим стал его настоятелем. В опустевшую обитель были переселены сестры из женского монастыря, и она стала именоваться Благовещёнскою.Существование женского Благовещёнского монастыря в Астрахани прослеживается с первой четверти XVII века. Долгое время считалось, что первое упоминание о женской обители в Астрахани относится к 1628 году, где под следственным делом о рыболовных водах Астраханского Троицкого монастыря находится подпись дьякона Благовещёнского женского монастыря Ивана. Но, благодаря трудам современного волгоградского исследователя А.В. Дубакова, в архивах С.-Петербурга найдены упоминания об Астраханском женском монастыре и в 1614 и 1619 годах. Находился он где-то на территории Белого города, возможно рядом со Знаменским храмом, построенным в начале 70-х годов XVII века. В то же время голландский путешественник Корнилий де Бруин, посетивший Астрахань в 1703 году, упоминает о женском Пятницком монастыре. Предполагают, что так он называл Благовещёнский монастырь, но синодик Вознесенского монастыря, писанный в XVII веке, свидетельствует о существовании в Астрахани, в конце этого столетия, двух женских обителей: Благовещёнской и Пятницкой. После 1703 года нигде никаких свидетельств о Пятницком монастыре больше нет. Скорее всего, сёстры этой обители вместе с Благовещёнскими монахинями были переведены в упразднённый Вознесенский монастырь. Об этом можно судить и по тому, что к соборному монастырскому Благовещёнскому храму в это время был пристроен придел в честь Мученицы Параскевы Пятницы.

Благовещёнский женский монастырь.Астрахань город.

Фотосправочник Русские Церкви

Благовещёнский женский монастырь. / Астрахань город. / Русские Церкви

Комментариев нет:

Отправить комментарий